ЛЕКЦИЯ 40 ИМАМ И ЗНАНИЕ О СОКРОВЕННОМ Мир сокровенного составляет противоположность мира очевидности. Это мир, не поддающийся способностям человеческого познания. То что присуще дня воскресения - наказание, вознаграждение, ангелы, единичность субстанции и ее святые атрибуты характеризуется как сокровенное и они постижимы для нас. Это связано не с тем, что эти сущности являются бестелесными или крайне малыми, а с тем, что они выше возможностей нашего разума, то есть они существуют вне времени и пространства. А что поддается чувственному восприятию и человеческому познанию, это мир очевидности. Материя и ее частицы являются частью мира очевидности, даже это если некоторые ее существа невозможно обнаружить в связи с их чрезвычайно малыми размерами, таких как бактерии, вирусы, атомы и т.д. Все что становится явным и открытым усилиями ученых, такие как сила притяжения, х-лучи, лазерные лучи и прочие, не относятся к миру сокровенного, потому что эти научные достижения сделаны естественными, научно-техническими средствами. Сокровенное можно разделить на две части: абсолютное и относительное. В мире сокровенном есть существа, которые никогда не поддаются познанию нашими органами чувств. К таковым и относится святая сущность Аллаха Всевышнего. Однако многие сокровенные относятся к кругу относительности, то есть они для кого-то являются сокровенными, а для кого-то очевидными. К примеру, ангелы, рай, ад, события, которые произойдут в будущем, судьба человечества в ближайшем будущем и т.д. являются для пророков очевидным, а остальному человечеству - сокровенным. Для Аллаха Всевышнего все малое и великое, все материальное и нематериальное, все события, происшедшие в прошлом и те, которые произойдут в будущем, являются очевидными. И для Аллаха нет ничего скрытого и тайного. Говоря словами Али: "Каждая тайна для Тебя явна, каждое сокрытое для Тебя - очевидно".[1] Это потому, что каждая тварь является созданием Аллаха Всевышнего и своим созданием обязана Ему. Его знание о Своих созданиях - абсолютное, как наше знание о себе самих. Для Творца Всевышнего нет ничего сокровенного: "Он - Аллах, нет божества, кроме Него, знающий скрытое и созерцаемое. Он - милостивый, милосердный!" (60:22). "Знающий скрытое и явное, великий, превознесенный!" (13:9) "Разве Я вам не говорил, что знаю то, что вы обнаруживаете, и то, что скрываете?" (2:33) Имам Али - мир ему! - говорил по этому поводу: "Между Ним и Его тварями нет ничего кроме очевидности и знания".[2] Некоторые люди считают, что знание о сокровенном присуще только Единственной и Абсолютной Сущности; даже пророки и имамы не знают сокровенного. Для обоснования своих предположений они ссылаются на следующие стихи Корана; "У Него - ключи тайного; знает их только Он". (6:59); "Скажи: "Я не владею для самого себя ни пользой, ни вредом, если того не пожелает Аллах. Если бы я знал скрытое, я умножил бы всякое добро, и меня не коснулось бы зло. Ведь я - только увещатель, и вестник для народа, который верует". (7:188); "Скажи: "Не знает тот, кто в небесах и на земле, скрытого, кроме Аллаха, и не знают они, когда будут воскрешены!" (27:65) В ответ на это мы можем только подтвердить то, что действительно, только Бог Всевышний обладает знанием о сокровенном, только Он имеет знание о скрытых вещах. Даже пророки несмотря на почтенность их положения и несмотря на то, что Бог именно их избрал для распространения своего послания, не могут охватить своим знанием сокровенного, их существо бессильно охватить своим знанием Абсолютного. Однако это не означает, что врата мира сокровенного закрыты перед ними навсегда, и что они не могут знать о сокровенном, если даже это захочет Аллах. Знакомство пророков с сущностью некоторых сокровенных как бы являются лучами, испускающимися из божественного знания по Его волеизъявлению. А что касается вышеприведенных стихов, то они полностью опровергают доисламские предрассудки о том, что Пророки обладают способностью контроля над всем мирозданием и они способны умножить всякое добро и оттолкнуть от себя зло. Поэтому Пророк - да благословит его Аллах и род его! - открыто заявляет, что только Аллах Всевышний обладает абсолютной сущностью, что "нет сил и нет могущества, кроме как у Аллаха!" Он обучил его из своих знаний, иначе он овладел бы сокровищницами земли, умножив себе богатство, и его не коснулось бы зло. Существует множество коранических стихов и рассказов, подтверждающих то, что Аллах Всевышний ознакомил некоторых Своих посланников с тайнами сокровенного, для доказательства правдивости этих знаний. В Священном Коране говорится: "Это - из рассказов о сокровенном, который Мы тебе открываем. Ты не был при них, когда они бросали свои письменные трости: который из них будет заботиться о Марйам. И ты не был при них в то время, как они препирались" (3:44); "И когда поднялся раб Аллаха, взывая к Нему, то они готовы были собраться вокруг него густотой. Скажи: "Я взываю к Господу своему и не придаю Ему в сотоварищи никого!" Скажи: "Я не распоряжаюсь для вас ни злом, ни прямым путем". Скажи: "Меня не защитит от Аллаха никто..." (72:19-22). Перед логикой Корана нам только остается признать, что знание сокровенного является самостоятельным сущностным знанием, одним из основных атрибутов Аллаха Всевышнего, но Он может щедро одарить своих некоторых рабов определенными знаниями. Совершенно естественно, существует определенная связь между посланниками и миром сокровенного. Знакомство с миром сокровенного и сокрытыми вещами вполне соответствует морально-этическому уровню посланника и пророка. Конечно, при этом нельзя забывать, что пророки и посланники имеют между собой иерархию и степени. располагает ли имам знанием о сокровенном? Мы уже отмечали, что пророки имеют возможность связаться с миром сокровенного и ознакомиться со сокрытыми сущностями. А другие люди располагают такой возможностью? Существуют некоторые люди, перед которыми открыты врата неба через вдохновения их сердец и освещение их душ божественным сиянием; они могут ознакомиться с некоторыми скрытыми действительностями. Правомерность этого явления уже доказана наукой; научные эксперименты установили, что это - результат присущих некоторым людям одаренности и таланта. Если обычные люди могут обладать этой исключительной способностью, то почему же ими не могут обладать люди, достигшие высокую степень совершенства? Мы уже отмечали что, вдохновение - это один из источников знания имама. Это божественное озарение, которое достигается через связь с миром сокровенного и в результате получается ясное представление о некоторых сокрытых действительностях. Здесь еще раз хочется акцентировать внимание на том, что это знание не достигается самостоятельно и автономно; это - ограниченное знакомство, которое достигается по воле Аллаха и по Его хотению. Существует множество рассказов, где имамы - мир им! - подтверждают, что они не обладают знанием о сокровенном, то есть, самостоятельным и автономным знанием и все, чего они достигли, это определенная степень совершенства; они имеют ясное представление об именах и атрибутах Аллаха и могут ознакомиться с некоторыми сокрытыми действительностями. Имам ал-Бакир - мир ему! - сказал: "Когда знание дается нам щедро, мы знаем, а когда оно сжимается от нас, то не знаем. Это - тайна Аллаха - велик Он и славен! - которую Он сообщил втайне Джабраилу, а он сообщил это втайне Мухаммаду, а Мухаммад сообщил это втайне тому, кого пожелал Аллах".[3] Следует отметить, что знакомство имамов с сокровенным не означает, что они используют эти знания в повседневной жизни, устраивают свою жизнь в соответствии этих знаний. Нет, имамы живут своей обычной жизнью, как и другие люди. Но при этом пророки и имамы исходят из реальной действительности; они совещаются со своими сподвижниками и сторонниками, управляют их жизнью в соответствии с их пониманием и способностями, но сами продолжают жить обычной жизнью. соблюдают все нормы и правила исламского законодательства, выполняют требования обрядов, направляют людей на совершение одобряемого и отказ от неодобряемого. Так, знание сокровенного не возлагает на них дополнительные обязанности. Другим обстоятельством, на которое следует обращать внимание, это то, что знание о сокровенном означает знание того, что произойдет в будущем, но отсутствие способности влиять на события, изменить направление развития событий. Чистейшие имамы предсказывали события. Например, имам Али бин Абу Талиб предвещал почтенному сподвижнику Пророка - мир им обоим! - Амру бин ал-Хамг ал-Хузай о том, что скоро он погибнет и его голова будет первой головой, с которой пройдут по городам. Предсказание оправдалось в период властвования Муавийи. Амр бин ал-Хамг подвергался преследованиям, жил в изгнании, а потом был убит омеййадами и с его головой прошли по городам тогдашнего мусульманского мира, и он был первым мусульманином, с которым так безжалостно обошлись.[4] Имам ал-Хусайн рассказывал: "Клянусь Аллахом, люди из Бену Умеййи готовятся убить меня, а помогает им Умар бин Са'д. Это было при жизни Пророка - да пребудет мир над ним! Об услышанном сообщили Пророку и спросили: "Это ты предсказал об убийстве?" Он сказал: "Нет". Затем добавил: "Мое знание - это его знание, его знание - это мое знание".[5] В 61-м году хиджры перед сражением Кербала, Умар бин Са'д был предупрежден о черной судьбе, которая ожидает его и действительно, спустя несколько лет Омар бин Са'д был убит ал-Мухта-ром ас-Сфи.[6] Шейх ас-Садук в двадцать четвертой главе книги "ал-Амали" приводит предание, свидетельствующее о том, что имамы ал-Хасан и ал-Хусайн -мир им обоим! - знали о своей предстоящей судьбе, до мельчайших подробностей.[7] Ал-Кулайни в "Усул ал-Кафи" рассказывает со слов имама ал-Бакира - мир ему! - что он сказал своему брату Зайду: "... Пусть не считают тебя легкомысленным те, которые не имеют уверенности!" (Коран 30:60). Они не избавят тебя от Аллаха ни в чем и поэтому ты не торопись. Поистине, Аллах не ускоряет спешку рабов и поэтому не пытайся опередить Аллаха, а то ослабит тебя беда и повергнет тебя. О брат мой, я отдаю тебя Аллаху под защиту от распятия завтра.[8] Мы привели несколько примеров из многочисленных преданий и рассказов со слов различных передатчиков, известных своей правдивостью. И все это свидетельствует о том, что чистейшие имамы имели связь с миром сокровенного. |